Восприятие цвета человеком

Все новые и новые открывает для себя принципы организации мира человек в процессе познания природы, такие как контраст, пропорции, симметрию, ритм и другие. Преображая окружающий мир и создавая среду обитания искусственную, человек, руководствовался этими принципами вначале бессознательно, потом осознанно. Объекты действительности, созданные человеком и природные, порождают в сознании человека образы устойчивые, сопровождаемые эмоциями определенного типа. Во всех видах деятельности, которые связаны с созданием визуальных форм, учитываются эти символические  ассоциативные значения линий и геометрических фигур. Как нечто устремленное ввысь, легкое, бесконечное, несоизмеримое воспринимается вертикаль при отсутствии членений. Как нечто более устойчивое воспринимается вертикаль, стоящая на горизонтальном основании или имеющая утолщения в нижней части. С развитием, движением, стабильностью, надежностью ассоциируется горизонталь. Динамику символизирует диагональ. К торжественности, статичности, устойчивости тяготеет композиция,  построенная на четких вертикалях и горизонталях; к нестабильности, изменчивости, движению тяготеет композиция, базирующаяся на диагоналях. Вертикальная композиция будет выглядеть менее тяжеловесной, основательной, чем горизонтальная. От размещения материалов внутри прямоугольника и от соотношения его сторон в большей степени зависит справедливость этого утверждения.

Русский художник, работавший в сое время во ВХУТЕМАСе, приписывал определенные цета геометрическим фигурам, а порой и даже различия в тепловом восприятии. Прямой угол ему виделся красным цветом, тупой – голубым, острый – желтым, диагональ – зеленой, серой, красной, вертикаль – холодной, белой, горизонталь – теплой и черной.

Общепризнанным давно является в живописи понятие, что наибольшей степенью эмоционального воздействия обладает цвет. И. В. Гете первым предпринял попытку систематизации значений отдельных цветов. Независимо от форм и строения материала, который мы воспринимаем, в самых общих проявлениях  цвет оказывает воздействие на чувство зрения и на душу человека. Желтый цвет создает благодушное настроение и производит теплое впечатление. Цветом тени темным и холодным, он считал синий цвет. Поэтому более удаленными кажутся синие объекты. Прелесть и грация, достоинство и серьезность приписываются красному цвету. Ни контекст восприятия, ни особенности воспринимающего цвета человека не учитывались при этом в теории Гете, а только чистые цвета имелись в виду.

Более сложный взгляд предложил В. В. Кандинский на данную проблему. Он отмечал, что на человека имеет двоякое воздействие цвет. Самое первое это физическое воздействие, при котором  человеческий глаз испытывает раздражение сильнейшее или наоборот очарован красотой цвета. Однако если мы говорим о привычных предметах, то это поверхностное впечатление быстро забывается. Физическое ощущение ледяного холода, проникающее глубже, может вызвать целую цепь психических переживаний и глубокие чувства, однако может развиться в переживание и поверхностное впечатление от цвета.  Конечно же, степенью развития самого человека обусловлен во многом этот процесс. Однако цвет воспринимается неоднозначно и при низкой душевной восприимчивости. Темные краски менее притягивают глаз человека, чем светлые. А теплые и светлые тона обладают еще большей притягательной способностью. Кажутся ближе объекты окрашенные таким образом. Причем светлый, чрезмерно ядовитый цвет вызывает у глаза беспокойство, и он ищет в холодном зеленом или синем цвете отдохновения.

Многочисленными экспериментами психологов и физиологов было многократно подтверждено физическое воздействие цвета. Так доктор Подольский в своих научных трудах дает описание воздействия цвета на психику человека, а М. Деребире подтверждает эти описания.

Зелёный цвет – гипнотический, болеутоляющий. Он снимает раздражительность, влияя на нервную систему; поднимает тонус, снижает кровяное давление, усталость, бессонницу.

Голубой цвет – антисептический. При воспалениях и нагноениях он эффективен. Больше, чем зеленый помогает чувствительному человеку голубой цвет, однако при его передозировке возникает угнетенность и усталость.

Оранжевый цвет ускоряет пульсацию крови, стимулирует чувства, не оказывая при этом влияния на кровяное давление. Он создаёт чувство благополучия и веселья, имеет сильное стимулирующее действие, но может сильно утомить.

Жёлтый цвет оказывает на мозг стимулирующее воздействие и поэтому при умственной недостаточности эффективен.

Красный цвет обладает теплотой. Он эффективен при меланхолии, стимулирует мозг, но может легко в то же время оказывать раздражающее воздействие.

Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на кровеносные сосуды сердце и лёгкие.

В более глубокое впечатление переходит это элементарное воздействие при более высоком развитии, как отмечает В.В. Кандинский. И теперь можно говорить о втором виде воздействия на человека цвета.

Вызывает душевную вибрацию психическое воздействие цвета. Существует связь между переживаниями, которые вызываются определенным цветом, и значением цвета в природе. Душевную вибрацию вызывает красный цвет, подобно огню, так как красный цвет является цветом огня. Возбуждающим образом действует теплый красный цвет, усиливающийся до болезненно мучительной степени из-за сходства с текущей кровью. О другом физическом факторе пробуждает воспоминание красный цвет, действующий на душу болезненным образом.

По психологическому воздействию на человека создана  следующая интересная классификация цветов.

1. Теплые стимулирующие цвета, действующие как раздражители и способствующие возбуждению:

  • Красный – жизнеутверждающий и волевой;
  • Оранжевый – уютный и тёплый;
  • Жёлтый – лучезарный и контактирующий.

2. Холодные дезинтегрирующие цвета, которые приглушают раздражение:

  • Фиолетовый – тяжёлый, углублённый;
  • Синий – подчёркивает дистанцию;
  • Светло-синий – направляющий, уводит в пространство;
  • Сине-зелёный – подчёркивает изменчивость, движение.

3. Цвета пастельные, которые приглушают чистые цвета:

  • Розовый – нежный, создающий впечатление таинственности;
  • Лиловый – изолированный, замкнутый;
  • Пастельно-зелёный – мягкий и ласковый;
  • Серовато-голубоватый – сдержанный.

4. Цвета статичные, способные отвлечь от других возбуждающих цветов, уравновесить:

  • Чисто-зеленый – освежающий, требовательный;
  • Оливковый – смягчающий, успокаивающий;
  • Желто-зеленый – раскрепощающий, обновляющий;
  • Пурпурный – претенциозный, изысканный.

5. Глухие тона цветов, которые  помогают сосредоточиться (черные), гасят раздражение (белые), не вызывают раздражения (серые).

6. Темные теплые тона (коричневые), действующие вяло, инертно, стабилизирующие раздражение:

  • Охра – смягчает раздражительность;
  • Коричневый, землистый – стабилизирующее действие;
  • Темно-коричневый – смягчает возбудимость.

7. Холодные темные цвета, подавляющие и изолирующие раздражение:

  • Темные – зелено-синие, черно-синие, темно-серые.

Во многом определяются и физическое, и психическое воздействие цвета личностными характеристиками воспринимающего человека. Немецкий психолог М. Люшерар обосновал в своих работах индивидуальность восприятия человеком цветовых композиций и доказал , что состояние сознания и эмоциональности в момент контакта  человека с объектом  влияет на отношение к одному и тому же цвету.

От вкуса дизайнера не может зависеть в рекламном обращении выбор цвета, а также в фирменных константах. С одной стороны, это сильный раздражитель, способный затруднить восприятие, а с другой одно из простейших средств привлечения внимания. Оптимальное решение этого противоречия необходимо найти дизайнеру. Иногда самым неожиданным оно может быть. Так на цветных полосках рекламного еженедельника привлекает внимание читателя черно-белая реклама, в которой отсутствует цвет как таковой. В изданиях с низким уровнем полиграфии логично отказаться от цветных иллюстраций с этой точки зрения. Придать обращению нежелательный подтекст могут неточность совмещения, качество бумаги, изменение цвета.

Таким образом, в рекламе на его выбор кроме самостоятельного значения цвета влияют следующие факторы:

  • Образ создаваемый;
  • Психологические характеристики аудитории, зависящие от демографического и социального ее состава;
  • Характер рекламы объекта;
  • Технология передачи цвета и средства рекламирования.

В рекламном обращении воздействие цвета будет также зависеть от обстоятельств контекста:

  • Непосредственно контактирующих цветов и общего цветового фона;
  • Освещенности воспринимаемого обращения;
  • Места расположения относительно воспринимающих систем человека.

Различную значимость зон чистого листа определяют особенности психофизиологии восприятия. До сегодняшнего момента продолжаются споры в искусствоведении о том, как можно сводить процесс восприятия картины и привычное восприятие текста: сверху вниз и слева направо. Именно так считают одни ученые и свою точку зрения доказывают, проводя эксперименты и анализируя зеркальное отражение. В действительности так и происходит, художник располагает элементы композиции по горизонтали слева направо, изображая последовательно происходящие события. Расположение «кадров» в комиксе является классическим примером подобного решения. По разному будет восприниматься изображенное на двух листах одно и то же дерево.  На одном листе ближе, на другом листе дальше только потому, что во втором случае оно изображено у правого края, а в первом – у левого края листа и для того, чтобы его увидеть глаз должен пройти определенное расстояние и затратить некоторые усилия. Так был доказан приоритет верхней части листа над нижней. Однако у этой точки зрения есть противники, считающие, что задаче рассматривания картины подчинены движения глаз зрителя картины, а не чтению вербального текста. Глаз человека находится в постоянном движении и его общее направление продиктовано построением сюжета картины. А тяжелый низ и легкий верх  листа сторонники этой точки зрения считают рефлекс на положение картины в раме, предрасположение восприятия.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий