Вхождение интеллектуальных систем в нашу жизнь

интеллектуальные системыИнженер часто сталкивается с ситуацией, когда знания отдельных специалистов несогласованны, а часто и противоречивы. Чем менее формализована (структурирована) данная проблемная область, тем чаще встречаются подобные ситуации. Инженер по знаниям должен устранять возникшие конфликты, и часто его деятельность в этой сфере, идущая в тесном контакте со специалистами, служит источником развития самой науки. И это вполне понятно — выявление противоречий и неполноты тех или иных сведений всегда было движущей силой.

Построение моделей проблемной области заставляет специалистов-экспертов по-новому взглянуть на нее, увидеть свою науку другими глазами, как бы с птичьего полета. И тут деятельность инженера по знаниям не только делает возможным создание нужных интеллектуальных систем, но и оказывает благотворное влияние на плохо структурированную область человеческих знаний. Инженер по знаниям заставляет специалистов-экспертов мыслить более точными категориями, приучает их к строгости логических рассуждений.

Инженер по знаниям сейчас редкий специалист. Их только-только начали готовить, а в ближайшем будущем спрос на эту специальность будет стремительно расти.

И если мы хотим, чтобы интеллектуальные системы входили в нашу профессиональную деятельность и в наш повседневный быт, то об этом надо думать постоянно, принимая для подготовки специалистов нового профиля все необходимые меры.

Всегда, когда появляется нечто новое, люди беспокоятся о возможности его отрицательных последствий. Основания для такого беспокойства, как правило, есть, и за примерами далеко ходить не надо. Появление и массовое внедрение телевидения, появление электронных калькуляторов, автомобилей, интенсивная химизация и многое другое имели и свои теневые стороны, о которых мы сейчас уже хорошо знаем.

Чем же могут угрожать нам интеллектуальные системы, работа которых опирается на знания? Специалисты высказывают по этому поводу ряд соображений. Прежде всего доступность профессиональных знаний, высокая квалификация интеллектуальных систем, с одной стороны, повышают средний уровень профессиональной грамотности и умения, страхуют от возможных (часто роковых) ошибок и просчетов, но, с другой стороны, могут снизить активность учащихся при овладении той или иной профессией, посеять в них потребительское отношение к получению знаний, стимулировать их пассивность из-за надежды на помощь интеллектуальных систем.

Другая опасность — снятие с людей ответственности за принимаемые решения. С учетом этого вхождение интеллектуальных систем в нашу жизнь может потребовать изменения многих законодательных положений и установлений.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *